среда, 22 мая 2013 г.

Шансы выпадения и итоги майской акции

В Ботве есть два построения шансов выпадения, которые применяются в зависимости от того, где и какой шанс эффективнее. Это никогда не объяснялось и не афишировалось, но, возможно, пора немного об этом рассказать.

 Первый шанс, в народе "китайский", "корейский" - это честный расчет. То есть если шанс выпадения, допустим, 20%, то только от везения игрока зависит, насколько близко по теории вероятности и относительно ожидания 1 к 5 сработает у него этот шанс. Проверить такой шанс не в теории, а на практике, очень просто - берется кубик, у которого есть от 1 до 6, а ещё лучше какой-нибудь настольный кубик с гранями до 100. Загадываете любой шанс, например, 20, и кидаете его столько раз, сколь большую выборку вы хотите сделать. Как часто от 1 до 20 выпадет после 20 бросков кубика на 100 граней? Как часто выпадет со 100 бросков. Как часто выпадет с 1000 бросков? Отличие этой системы в том, что при шансе на 20% из 100% все говорит о том, что шанс определяется, как 1 к 5. То есть из 5 бросков 1 раз кубик должен показать от 1 до 20. Должен, но не обязательно покажет. Однако чем больше выборка (количество бросков), тем ближе к реальности будет статистика. Из 5 раз, возможно, не выпадет ни разу, а, возможно, выпадет все 5. Из 10.000 картина будет примерно ровной, около 300-700 будет от 1 до 20. Из 100.000 бросков примерно 450-550 будет от 1 до 20. В принципе, многие это знают. Именно фактор "везения-невезения" прицепил к подобной системе расчета ярлык "неправильный рандом". Если тебе не везет, ты не веришь в шанс выпадения.

Такая система является честной, но не всегда правильной, верной и справедливой как с точки зрения игрока, так и разработчика. Что это значит? Если соседу Васе с шансом 20% выпало со 2-го раза, а тебе не выпало и с 20 раз - то уже пофигу, что это честный рандом, однако это 100% разочарование, угас интереса, расстройство, в особо сложных случаях депрессия. Разработчикам это не выгодно - если игрок расстроен, и предмет расстройства игра разработчиков, это не может привести ни к чему хорошему.
Поэтому в игровой индустрии есть другая система вероятности. Назовем её "для девочек", как иногда её называют в кулуарах игростроя между собой разработчики.
По этой системе вероятности в приведенном выше примере и мы, и игрок, знают, что с шансом 20% все рассчитывают 1 раз из 5 получить число от 1 до 20. После 5-го броска невыпавшее число - первый звоночек внутреннему ощущению игрока, что все нечестно. Поэтому разработчик идет на хитрость, и если после 5-ти бросков игрок не получил желаемый результат, то на 6-й бросок шанс повышается, грубо говоря, до 30%. А после 7-го броска в случае очередного фейла вновь повышается. И так ровно до тех пор, пока игрок не получит желаемое. После чего шанс вновь становится "изначальным", и игрок продолжает испытывать сначала свою удачу.

В Ботве преступно мало раз использовалась система расчета для девочек, за последний год всего 3 раза. Потому что есть и недостаток - в зависимости от длительности периода проведения различных акций идет примерный расчет шанса таким образом, чтобы весь период акции она была востребована. Другими словами, в некоторых случаях, как, например, последний этап майской акции, при условии, что до конца этой акции ещё 14 дней, есть задача, чтобы эти 14 дней акция была востребована и работала. Иначе нет смысла делать её столь продолжительной. Если акция будет короткой, то это вызовет одобрительную оценку у постоянно играющей аудитории, и недовольство у аудитории, которая в игре находится по остаточному принципу - "есть свободное время на работе", "если буду не в отпуске, и ничем будет заняться, то зайду проверю игру", "как вернусь с командировки, так и зайду в игру", "как отдохну от игры, так и посмотрим, зайду ли вновь". У второй аудитории все не настолько расписано, как у первой. И велика вероятность вернуться в игру, когда в ней закончились вкусные и радостные события. Майская акция выпадает на "нерабочие 10 дней", когда большинство берут отгулы между праздниками, и за счет этого устраивают себе полноценные отпуска, когда многие уезжают на дачи, рыбалку, первые шашлыки и другие сезонные радости жизни, где нет места всему тому, что все остальное время окружает тебя постоянно (в том числе и комп с играми). Первые дни после возвращения тоже сложно назвать рабочими. Во-первых все пытаются войти в свой внутренний ритм, во-вторых наваливается столько дел за долгое отсутствие, что уж точно не до игр. Да, я тоже считаю, что при всем при этом месяц майской акции - это дофига, но всегда при этом учитывалось и то, что майские и новогодние акции, это любимые акции игроков. Про них спрашивают "а когда?", их ждут, и даже в некоторых случаях учитывают в планировании своих дел и даже отпусков.

Однако лично я всегда видел что в новогодних акциях, что в майских - одно зло, выращенное собственными руками. Эти акции останавливают привычный ритм в экономике игры, под эти акции копятся ресурсы в подготовке к сезонному вливанию в период акции, а копить, это значит не тратить, в том числе и на то, что тебе бы хотелось, если бы не акция.
Ещё одной причиной является то, что многие забыли, как такие акции начинались. В первое время они всегда рассматривались исключительно как выгодный обмен ресурсов, уже во-вторую очередь, как возможность получить уникальную вкусняшку. Но вот многочисленные бусты доходов сделали своё дело, обесценив ресурс, и последний год такие акции не могут рассматриваться никак иначе, кроме как получить вкусняшку. А это значит, что как только вкусняшка будет получена, акцией больше пользоваться смысла нет. Вообще. Никакого. Кроме тех, кто в период акции просто покрывает свою ленивую игру, как то догоняя остальных. Но таких меньшинство, что не говори... в Ботве большая часть, это старая школа, которая довольно хардкорна по нынешним стандартам (ещё 5 лет назад эта аудитория бы тянула максимум на "чуть более крутой, чем казуальщик" :)).
Для того, чтобы все это время акция соответствовала своему первоначальному замыслу, подарки с ростом доходов также должны были расти в цене, как и призы. Помимо вкусняшек, список того, что можно получить, тоже должен был расти и сейчас представлять из себя иконок 30 того, что там можно найти и получить. Но до некоторого момента всех все устраивало - разработчиков отзывы, руководство эффективность акции, игроков выхлоп от затраченных усилий. И пока всех все устраивает, решиться что-то поменять сложно. Можно разрушить, если хотите, некую магию всего происходящего. То есть лучшим выборов в данном случае может служить правило - не трогай, пока работает. Никто и не трогал.

Хотя игрокам пока рано делать выводы, да, у них все пока что туго выпадает, но до конца акции ещё 8 гребанных дней, но вот всем остальным выводы делать уже можно - мы подошли к моменту, когда все недовольны. Разработчикам не нравятся отзывы, игрокам выхлоп, а руководству эффективность. И потому, по всей видимости, эта майская акция является последней из такого рода акций. Почему по всей видимости? Потому что это моя инициатива, которая пока не утверждена, но я надеюсь, что утверждена будет. Какой смысл устраивать нечто подобное, когда это никому не нужно, но что повергает на продолжительное время в долгий коллапс экономику игры, а также на целые сезоны заставляет игроков вместо того, чтобы радостно тратить полученный ресурс на радости игры, копить в страхе, что "не успею к маю".

Эти акции всегда, помимо прочего, держались на главном стержне. Есть те, кому не жалко потратиться, потому что есть такая возможность, а есть те, кто всего хочет добиваться своими усилиями, и ни копейки никогда не потратит на пиксели - лучше отправит их на благотворительность в крайнем случае (которые действительно крайний, как мне думается :)). Так вот, подарки всегда продавались за кристаллы, кои сейчас воспринимаются ценным ресурсом только на первых уровнях. И потому тех, кому не жалко потратиться, тоже не стало. Это просто бессмысленно. 2к кри в день, это уже 8 средних подарков или 33 мелких, а впереди целый месяц, а 2к кри далеко не предел, игроки зарабатывают и в 2 и в 5 раз больше за день. А потому акция, особенно последняя, превратилась в абсолютной величины благотворительность за свой счет, наградой за которую является негатив в коментах, посыпание голов разработчиков пеплом и всеобще царящей атмосферы недружелюбия и негатива.

Кстати, если вы, после всего прочитанного, хоть немного смогли догадаться, почему в майских нет выпадения подарков из подземелья, значит я не зря потратил время на написание этого поста. Если же нет, то, собственно, нет)
Как смог, я постарался доступно объяснить всем картину в целом, которую вижу я, и как то объяснить будущее решения, которые ещё будут озвучены. Как все это я воспринимаю - все логично, все хорошо, и отсутствие таких акций в будущем пойдет Ботве только на пользу. Лично мне во время разработки текущих обновлений, которые мне очень нравятся по всем факторам, это не поспособствует потере оптимизма и воодушевления, и не помешает получать кайф от своей работы)