четверг, 21 июня 2012 г.

Ответы на вопросы читателей блога Июньки

Всем привет. Мне нравится активность двух замечательных ресурсов - Ботвафан и Блог Июньки. Есть что почитать на досуге. В блоге собрали для меня вопросы - если продолжать это делать, я бы отвечал на такие вопросы, и на данных ресурсов как минимум на сутки раньше можно было бы почитать ответы. Так что обращаюсь к администраторам - если что, вы знаете, как меня найти ;)

Сутки прошли, и я выкладываю ответы в дневники - все же здесь больше людей смогут их прочитать.

Как вы играете в Ботву? Какой онлайн, какую роль отыгрываете?

Все то время, что я за компьютером и работаю, я переключаю окна на игру. В день стабильно прокликать квадрат удачи, отходить 4 раза дозор, по мере возможности тыкать бодалку – кастовую страшилку, трижды найти противника с помощью оборотного зелья, напасть с маской зорро.

Гораздо реже – поход в подземелье (если точно знаю, что на протяжении пары часов я за компьютером), битвы бг (если есть свободное время, когда можно неотрывно повтыкать в монитор – это дай бог пару раз за выходные).

Стараюсь открывать найденные пандоры. Страхую от негативных эффектов за кри.
При поступлении заказа на расщеп – кузнечная работа.

Обязательно ферма на ночь, обязательно. Всегда ставил управляющего фермой за пирашки, но последнее время поиздержался после акции, пока перестал (летунов не отправляю – всегда о них забываю, в статах держать надежнее).

Для меня интереснее всего зарабатывать медали, волнует в основном только награбленное золото и победы в боях – именно поэтому вся игра строится на достижении всех возможных усилителей для победы. Очень расстроился, когда получил титан за награбленное – чуть интерес от грабежа золота угас, а ведь это была интересная для меня цель на протяжении трех лет (я, в отличие от других, знал с самого начала, что медали у нас появятся :).

Как известно, всем не угодить. Какие ваши приоритеты среди аудитории (каста, гильдия, способ заработка ресурсов, стиль игры)? Каким вы видите игрока, для которого искренне хочется разрабатывать игру?

Я не очень понял первую половину вопроса. Возможно, имеется ввиду в какую сторону хочется развивать игру? Сейчас приоритетами являются боевые гильдии, клановые войны, развитие персонажей после 100-го уровня, способы выводы кристаллов из игры – у меня они копятся прямо таки неведомым образом :) Понятное дело, это выполнение заказов, награбленное с бодалки и по сути все, но даже при этом скудном способе заработка кристаллов я получаю гораздо больше, чем есть где потратить их. Подарки на свадьбу, покупка царьков (готовлюсь к борьбе за кристальную корону ради медальки, но чтобы наверняка, коплю их немеряное количество), эффекты пандоры, вскрытие пандор, закупка на редкие походы в битвы бг – вот по сути и все, куда мне есть их тратить. Это неправильно. Решить проблему трат кристаллов для себя лично собираюсь через клановые войны. До ввода новых боев кланом практически не занимаюсь, пока что способы достижения топ-1 для меня выглядят скучными и неинтересными.

Игрок, для которого искренне хочется разрабатывать игру, для меня выглядит очень просто. Это человек, который не строит теории заговора, и помогает развивать игру через высказывание своей критики по существу. Это человек, который при выходе нового обновления говорит «Что ж, посмотрим, что да как», а через две недели говорит о том, как в худшую или лучшую сторону на него повлияло обновление, и при этом объясняет почему. Сейчас на форуме есть достаточное количество игроков, к чьим мнениям я стараюсь прислушиваться, хотя на форуме я никак этого не выказываю, и обещаний никаких уже не даю. Сами того не зная, эти игроки влияют на игру, и результаты их здоровой критики они увидят спустя пару месяцев после того, как своё мнение высказали. И даже, возможно, не поймут, что какое-либо решение принято исходя из их здравой критики.

Почему игрокам не дают возможность совершать торговлю по любым ценам через сбытницу? зачем тогда вообще есть такая возможность?

Да очень просто – потому что свободная торговля приводит только к переливам средств. Потому, что в игре есть медальки, многие сделки будут не демпинговые или накруткой, а банальным способом более просто заработать ачивки, но все это будет влиять на рынок, и привнесет хаос в торговые отношения.
Плюс ко всему, мне довольно сложно предвидеть последствия тех или иных решений, которые влияют именно на свободную торговлю, потому какие-либо изменения проводить именно в данной области игры мне не хочется – слишком рискованно.

У вас какие-то привилегии в игре или вы играете, как и все игроки наравне?

Любой представитель разработчиков или администрации получает «игровую зарплату» в зелени. Не слишком много для комфортной игры, потому донатить все равно приходится. Привилегий больше нет, зато недостатков полно. Если я выходу на бои БГ – убивают в первую очередь меня, поэтому я давно привык перед боем менять имя на нечто несуразное. Недруги в первую очередь заражают всякой гадостью алхимической, подарков с кучей обидностей так же полно. Плюс персонаж под пристальным присмотром отдельных игроков, которые внимательно за ним следят, и спешат донести другим игрокам, что Шанни «уже варежки то получил» - все это приводит к некоему дискомфорту в игре. У меня натура такая – для меня цель в игре, это первые строчки рейтингов, или сбор всех ачивок. В WoW я был известнейшим шаманом на американских серверах, в играх на PS3 у меня во всех играх 100% собраны достижения, в WoT в первой сотне рейтинга. В Ботве мне бы тоже очень хотелось потягаться с Тиграном на БГ, побороться за достижение первых в топе, но я давно похоронил эти идеи. Моя публичность приводит к тому, что все вокруг считают, что именно я донатить в игру не могу, что все мои результаты, это подгоны мне самому в своей же игре. С одной стороны можно было бы закрыть на это глаза, главное осознавать для себя, что я честен, и все мои достижения заслуженные, с другой любые подозрения и обвинения убивают кайф от борьбы. Потому истинного наслаждения от игры я не получаю. Можно было бы создать второго персонажа-инкогнито, но двух не потяну хотя бы по онлайну.

Какие планы по развитию мирных гильдий. Будут ли они играть важную роль в игре?

Мирные гильдии, я считаю, самое интересное, что вообще есть в Ботве. Я люблю наблюдать, как из двух ползунков для двух гильдий выстраивается настоящая игра в игре. Толстосумы и кузнецы буквально умиляют своей безостановочной войной цен на ресурсы. И это при том, что самих ресурсов кот наплакал, а диапазон изменения цен буквально никакой. И я вижу, что в этом хотят играть – надо развивать эту тему. Сразу после клановых войн.
По мирным гильдиям хочется завязать в такую борьбу все 4 гильдии (да-да, чтобы цапались все вчетвером), расширить для этого функционал, а также связать мирные гильдии с боевыми (путешествия в эльдорадо и спуски в марианскую впадину будут совершаться в тесном взаимодействии боевых и мирных гильдий).

Планируется ли в ближайшее время исправить баг с зависанием ресурсов на ТП и ЧР?

Увы, нет рядом сейчас никого, чтобы я спросил, про какой баг идет речь. Если о баге на тытре, то мы его исправили в последнем обновлении, я забыл указать в новостях. Если же какой-то другой, я узнаю, что за баг, насколько критично его исправление, и, если баг затрагивает большое количество игроков – повышу приоритет на его исправление.
Почему не могу ответить на вопрос – потому что баги собираются администрацией проекта, перепроверяются, ставятся нам на исправление. Мы определяем критичность бага, ставим приоритет, и добавляем в копилку. Сейчас в копилке порядка 80 багов. Их исправляют в последние дни разработки обновления, когда оно уже готово. Что успевается – идет в обновление.

Кто самый главный из Администрации? кому можно пожаловаться на Модеров и ГМов?

Администратор Curiosity. Именно ей необходимо жаловаться на модеров и ГМ-ов, она самая главная. Я давно стараюсь не лезть в их огород, наше дело – разработка игры, а каждый должен заниматься именно своим делом.
Сколько еще будет существовать игра? когда видите ее завершение? Ведь у любой игры есть начало и конец)
Я пока не вижу завершения игры. Сроки жизни великих игр очень большие. Тот же травиан существует уже 8 лет и хорошо себя чувствует, бойцовский клуб до сих пор существует и играбелен. Я занимаюсь и другими проектами, но Ботва – мой первый и самый важный в жизни проект. Я не собираюсь прекращать им заниматься, даже если онлайн спустя годы опустится до 500 человек или ниже. Тьфу-тьфу, блин :)

Когда в игру введут философский камень? и в каком виде?

Введен он будет спустя некоторое время после запуска массовых боев. Скорее всего, философский камень будет представлять собой магазин элитарных артефактов, где можно приобрести что-либо только за одну валюту, получить которую можно только сражаясь в массовых боях. Там будут уникальные и очень крутые вещи, а также, возможно, и вещи с прошлых акций (если данный момент одобрит Завулон).

Но вообще мне лично не нравится идея, что мы вводим в игру Философский Камень. Все же он был всегда больше как нечто эфимерное, метафорическое. Возможно, ФК переименуем во что-либо другое к запуску массовых боев, а он так и останется смыслом существования в игре. Не ответишь же на вопрос «Какова цель в игре» ответом вроде «Хорошо провести своё личное свободное время, которое не жаль потратить на нашу игру».

Когда объявят о сборности артефактов и будут ли они такими? сколько вещей в наборе будет?
Сборность артефактов относится к развитию персонажей после 100-го уровня. В каком виде это реализовать таким образом, чтобы не нарушить гармонию, я гадаю до сих пор, и ответа пока нет.

Акции похожие на Майские будут только 2 раза в год? или планируются чаще? Артефакт будет в каждой акции?

Два раза в год, куда уж чаще. Артефакт будет в каждой акции.

Когда введут новые Штурмы? на что они будут похожи? будет ли важен каждый участник в клане? Или же, как сейчас, только один самый сильный?

Пока что идея следующая – на движке массовых боев реализовать клановые штурмы. Для того, чтобы идея стала реализованной – нужно понять интерес массовых боев, послушать отзывы, понять, как правильнее на этой механике выстроить клановые войны. Там обязательно будут влиять боевые гильдии, а также классы персонажей. Будет осадная техника, управлять которой выгоднее будет ставить слабейших сокланов.
В массовых боях тоже мы стараемся сейчас добиться варианта, когда не только хаи влияют на итоговый исход сражения, потому в штурмах у каждого будет обязательно своя роль и полезность. Я недавно ходил на штурм – то, что есть сейчас, вызывает только зевоту. Лично мне очень интересно перейти, наконец, к работе над гильдийными войнами. Все пока идет к тому, что новые штурмы будут этим летом.
Изменение повлечет за собой изменение и текущих построек, и траты казны, и статусов кланов. Дай бог, чтобы массовые бои прижились.

Что будет дальше с кар-кар? планируют ли ввести дополнительно умения или же вещи для летунов?

Кар Кар пока вообще не рассматриваются для развития, кроме того, что заработают золотые сундучки пандоры. Пока что в приоритете те обновления, которые я обозначил выше.

Когда будут примерно новые зелья по алхимии? их можно будет продавать?

Их можно будет продавать в ближайшее время. На данный момент одним программистом реализуются массовые бои, другим школьные поручения (дейлики – ежедневные квесты, буквально на следующей неделе должны быть), третьим аукцион раритетных вещей и алхимических зелий.

Новые зелья появятся, как только кто-либо приблизится к званию простейшего алхимика 1-й степени. Кстати, качаться на алхимиков более сложных уровней будет проще, чем более простых, в отличие от, например, прокачки кузнецов. Тут будет с точностью до наоборот.

На аукционе будет возможность продавать зверушек? или только артефакты? будет ли забирать ордена и медали за проданные вещи через аукцион?

Можно будет продавать и зверушек, и артефакты. Медали, скорее всего, отниматься не будут.

Будет ли ограничение в максимальной стоимости на ставки в зелени? Как будут тогда с переливами зелени?

Ограничения не планируются. Учитывая, что каждый из раритетов будет продаваться по аукционной схеме, начиная с минимальных ставок, и возможностью перебить ставку в течение 24-х часов – заниматься целенаправленно переливанием зелени будет сложно, есть и более легкие способы это делать.

Будут ли еще в этом году новые зверушки и примерно когда?

Будут, конечно. Но их не так сложно придумать, чтобы думать об этом заранее. Как только назреет необходимость – сразу и придумаем, и реализуем :)

Когда будут массовые бои? на что они будут похожи?

Вопрос задавался до того, как описание массовых боев попало в Ботвапедию, и теперь не так актуален. Хочется только заметить, раз уж подняли эту тему, что мы очень рассчитываем на игроков, которые будут участвовать в их открытом тестировании. Важно понимать, что бои, которые вы увидите на тестировании – не итоговый вариант, и что есть возможность менять и баланс, и отдельные моменты (как призы, например). Потому к финальному варианту дойти массовые бои могут и совсем другими – все зависит только от игроков и от их отзывов. Массовые бои важны ещё и тем, что на их основе будут делаться клановые войны, потому ответственность двойная.

Будут ли новые законы для Мирных Гильдий и как администрация планирую стимулировать продажи? пыли и мыла?

Законы будут, обязательно, как только будет закончена эпопея с ресурсами, и каждый из них окончательно вольется в общую экономику. Новые законы должны влиять на всю экономику игры, потому до ввода хотя бы второй партии алхимических зелий и появлении ресурсов за шахты браться за новые законы нелогично.

Пыль и мыло будут использоваться в других ингредиентах, и в больших количествах. Потому их ценность в последующем только будет расти.

У шахтеров ограничение ставки от 2 до 5 зелени за пачку кристаллов. А разрешены обмены 1к10 легально. Планируются ли изменения в политике продаж в гильдиях?

С новыми законами да, в планах есть.

Планируется ли дальнейший рост в уровнях персонажа после достижения сотого уровня (101-й, 102-й и т.д.)?

Уровни будут философскими. То есть будет расти фермерская группа для увеличения доходов, однако сам уровень для боев изменяться не будет. Плюс каждый философский уровень позволит получать специальные баллы для развития эпических чудовищ, в которые сможет превращаться персонаж. Я думаю о драконусах, которые атакуют огромное количество игроков разом, собирают с них по несколько монеток, создают свои сокровищницы, их оберегают. При этом драконусов, скорее всего, будет всего по одному на каждую фракцию, и за право стать драконусом придется бороться.

Будет ли осуществлен ввод "философских уровней" наряду или вместо уровней, следующих за сотым?

Вместо уровней, следующих за сотым.

Каким образом планируется получение опыта игроками после достижения ими 100-го уровня, если оно планируется вообще?

Скорее всего, стандартный набор опыта за игровые действия станет философским. Однако какие модификаторы будут на него влиять – пока закрытая информация.

Что ж, на вопросы я ответил, возможно, это поможет всем вам лучше представлять, чего можно ожидать в мире Ботвинии в ближайшее время.

Так же хочу заверить всех игроков, что я никуда не ушел, и продолжаю работать над проектом. У меня были проблемы очень личного характера, из-за чего темп обновлений и нашей работы чуть снизился, но кризисы миновали – начинаем плодотворную работу в прежнем режиме. Скоро будет вал обновлений и различных
других вкусностей. Следите за новостями, как говорится.